Русская линия
<< Полная сводка новостей от 13 марта 2024 >>

Отошёл ко Господу Болгарский Патриарх Неофит
Предстоятель Болгарской Православной Церкви скончался после продолжительной болезни в возрасте 78 лет

Патриарх Болгарский НеофитПоздно вечером 13 марта 2024 года после продолжительной болезни отошёл ко Господу Святейший Патриарх Болгарский Неофит, сообщает греческий портал «Ромфея».

Всё последнее время Предстоятель Болгарской Православной Церкви находился в больнице, где проходил лечение. Синод Болгарской Церкви неоднократно призывал паству молиться о здравии Его Святейшества.

Официальной информации о кончине Предстоятеля со стороны Болгарского Патриархата пока не поступало.

Будущий Патриарх Неофит родился 15 октября 1945 г. в Софии. В 1965 г. окончил Черепишскую духовную семинарию.

В 1971 г. окончил Софийскую духовную академию, после чего был направлен на обучение в аспирантуру Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» удостоен степени кандидата богословия. Одновременно с аспирантурой закончил и регентское отделение при Московской духовной академии. Кандидатский знак «Первый золотой камертон» регентского класса вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

По возвращении из Москвы назначен 1 сентября 1973 г. в Софийскую духовную академию преподавателем восточно-церковного пения и регентом студенческого хора.

3 августа 1975 г. в Троянском монастыре Патриархом Болгарским Максимом пострижен в монашество с именем Неофит и поступил под духовное руководство тогдашнего игумена обители архимандрита Геласия.

15 августа 1975 г. рукоположен во иеродиакона, а 25 марта 1976 г. — во иеромонаха Патриархом Максимом.

С 30 сентября 1975 г. — регент Софийского священнического хора.

15 июля 1977 г. вернулся к преподавательской деятельности в Софийской академии как старший преподаватель восточно-церковного пения и богослужебной практики, которым оставался до 1980 г.

21 ноября 1977 г. возведен в сан архимандрита.

1 января 1981 г. назначен на должность протосингела Софийской митрополии.

8 декабря 1985 г. в Патриаршем Александро-Невском соборе рукоположен во епископа Левкийского, викария Софийской митрополии.

1 декабря 1989 г. назначен ректором Софийской духовной академии, а вслед за преобразованием академии в богословский факультет Софийского университета 1 июля 1991 г. стал его первым деканом с 26 июля того года.

27 января 1992 г. назначен главным секретарем Священного Синода Болгарской Православной Церкви.

27 марта 1994 г. избран митрополитом Доростольским и Червенским с кафедрой в Русе. После разделения епархии на Доростольскую и Русенскую решением V Церковно-народного Собора от 17 декабря 2001 г. стал митрополитом Русенским.

С 28 октября 2009 г. по 24 января 2010 г. временно управлял Доростольской епархией.

24 февраля 2013 г. на Патриаршем Избирательном Церковно-народном Соборе в Софии избран Патриархом Болгарским. В тот же день в соборе св. Александра Невского состоялась Патриаршая интронизация.

Русская линия



Сербский Патриарх Порфирий впервые после своей интронизации посетит Москву
Предстоятель примет участие в отпевании представителя Сербской Церкви при Московском Патриаршем престоле епископа Моравичского Антония

Патриарх Сербский Порфирий15 марта 2024 года Святейший Патриарх Сербский Порфирий прибудет в Москву для участия в отпевании своего викария и представителя при Московском Патриаршем престоле, настоятеля подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископа Моравичского Антония, скончавшегося 11 марта в столице России, сообщает Патриархия.Ru.

В субботу, 16 марта, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Сербский Порфирий возглавят Божественную литургию и отпевание епископа Антония в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя (начало богослужения в 10 часов).

Епископ Антоний будет погребен у стен московского храма первоверховных апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот — подворья Сербской Православной Церкви (Петропавловский переулок, 4-6), где представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле нес служение на протяжении 22 лет.

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с кончиной епископа Антония.

Стоит отметить, что после своего возведения на Патриарший престол Сербский Патриарх Порфирий ни разу не бывал в России, и это его первая поездка в Москву. Сложно сказать, насколько присутствие Сербского Предстоятеля было необходимо на похоронах епископа Моравичского Антония, но нельзя не заметить, что совсем недавно в Сербии был с визитом председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Антоний, а потому поездка Сербского Патриарха могла быть согласована, но, конечно, по другому поводу.

В отличие от своего предшественника Патриарх Порфирий никогда не являлся активным сторонником Русской Православной Церкви. С самого начала своего избрания на Патриарший престол он старался держаться в стороне от церковной Москвы и, похоже, надеялся при помощи дипломатии разрешить все свои проблемы с Фанаром. Константинопольский Патриархат весьма болезненно отреагировал на то, что Сербская Церковь отказалась признать украинских раскольников и в отместку готовился вмешаться в «македонский вопрос». Церковная дипломатия и неоднократные поездки Патриарха Порфирия в США ни на что не повлияли, а потому Сербский Патриархат вынужден был в экстренном порядке выдать Томос об автокефалии Македонской Церкви, чтобы этого не сделал Фанар.

Впрочем, угроза для сербов не миновала – фанариоты могут вмешаться не только в дела Сербской Церкви в Македонии, но учинить раскол в Черногории, поддержав раскольников из «Черногорской православной церкви». А потому Патриарх Порфирий, похоже, начал осознавать, что договориться с «восточным папой Римским» Варфоломеем ему не удастся и лучше всё же иметь союзника в лице Русской Православной Церкви, чем противостоять фанариотам в одиночку.

Русская линия



Не было у греков печали
Миссия Русской Православной Церкви в Африке стала главной темой «конференции дипломатии», в которой приняли участие представители Элладской Церкви и Александрийского Патриархата

Конференция дипломатии12 марта 2024 года профанарский портал «OrthodoxTimes» с характерным названием «Конференция по религиозной дипломатии: как Московский Патриархат проник в Африку» опубликовал отчёт об очередной конференции, на которой греческие богословы и клирики – все, как один – сетовали на то, что главной головной болью Александрийского Патриархата на Африканском континенте сегодня является успешная миссия Русской Православной Церкви.

При этом никакого реального анализа того, почему церковная Москва пошла на такой беспрецедентный шаг и зачем учредила свой Африканский Экзархат, никто из греков так и не привёл. Всё свелось лишь к обвинениям во зловредности и агрессивности русских, и не более того.

Любопытно, что в своём послании участникам конференции Александрийский Патриарх Феодор заявил, что «религия станет политическим языком будущего», а потому, по его мысли, властям Греции следует продолжать финансирование проектов Александрийской Церкви, которая «будет влиять на политические и геополитические события различными способами, хотя это и не является частью её миссии».

«Патриархат должен помочь правительствам, включая правительство Греции, понять важность Африки на мировой арене, которая, как я часто говорю, является континентом будущего. Александрийский Патриархат оказывает влияние на правительства посредством благотворительной деятельности и других действий, направленных на профилактику расовой дискриминации и нарушений прав человека и борьбу с ними. Конечно, Патриархат не может стать инструментом на политической сцене», – заключил Патриарх Феодор.

В свою очередь иерарх Александрийского Патриархата митрополит Гвинейский Георгий открыто заявил, что главная проблема Александрии сегодня «неканоническое присутствие Русской Церкви», которая «пытается саботировать нашу работу». «Русская Церковь является инструментом политики своей страны. Это опора российской мягкой силы. Мы видим, что, поскольку Россия больше не может экспортировать культуру или спорт, она пытается экспортировать религию. И она нашла слабое звено – нас, находящихся в чужой стране, для ведения войны. Мы надеемся преодолеть это и видим серьёзные проблемы, которые необходимо решить нашему обществу», – заключил архиерей.

Профессор Афинского университета Василики Статокостас отметил, что «единство Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви является священным долгом Православной Церкви», которая, будучи единой, может и более уверенно отстаивать свои права. Дав понять, что раздробленность свойственна протестантам, а не православным, Статокостас перешёл к критике Русской Православной Церкви. «Есть ещё единство Православной Церкви? Мы сталкиваемся с неприятными событиями. В последние годы Русская Церковь совместно с Российским государством предприняли многочисленные открытые вмешательства, которые затрагивают историческое положение древнего Александрийского Патриархата. Прежде всего, это подрывает мир и церковный порядок в Африке. Патриархат служил на протяжении веков, с уважением наводя мосты общения с африканскими культурами и традициями. Этой работе мешает российский экспансионизм, который культивирует фанатизм и враждебность среди православных верующих», – заявил Василики Статокостас.

Другой афинский учёный, профессор истории и геополитики Афинского университета Иоаннис Котоулас также рассказал собравшимся об агрессивности Московского Патриархата. По его словам, «Россия – государство, приверженное пику традиционного империализма», и Русская Церковь этому потворствует.

«Стоит помнить, что Россия – единственная страна, которая удерживает территорию трех государств: Грузии, Украины и Молдовы. Подход России к Африке – это война, ведущаяся в глобальном масштабе, риторические рамки которой напоминают Советский Союз. Русская Церковь уже использовалась Советским Союзом, но после 1991 года она стала ключевым сторонником националистической политики и экспансионизма России, как мы видели на Украине, где она благословила нападение и навязывание», – заявил Котоулас.

«В Африке пропагандируется представление о том, что Россия продвигает традиционные ценности и нацелена на более традиционные африканские страны. Согласно данным Африканского экзархата Московского Патриархата, в достоверности которых мы не уверены, у них 200 приходов в 29 странах и 218 священников. Я не знаю, насколько точны эти данные. И они говорят, что это была просьба африканского духовенства, а не Кремля», – заявил профессор.

По его мнению, стратегическими целями русских являются «ослабление Александрийского Патриархата, получение доступа к природным ресурсам и улучшение имиджа России». «Это хитроумные пропагандистские уловки России. У них та же риторика, что и у бывшей советской системы», – заявил Котоулас, добавив, что Запад глубоко ошибся, отдав России роль защитника христиан.

«Запад занял антирелигиозную, антихристианскую позицию, которую мы видим во всех западных обществах. Например, когда христиан преследуют в Нигерии, никогда не сообщается, что преследователи мусульмане, изображение происходящего предвзятое. Россия пользуется этой антихристианской программой», – уверен профессор.

Подводя итог состоявшейся дискуссии, можно сделать вывод, что после вторжения Фанара на каноническую территорию Русской Православной Церкви и признания Александрийским Патриархатом украинских раскольников, греки никак не ожидали таких жёстких шагов церковной Москвы, как открытие Русского Экзархата в Африке и активизация африканской миссии. Теперь они в явной растерянности и решительно не понимают, что им делать дальше, ведь русские на Африканском континенте «очень активно продвигаются».

При этом весь анализ греческих экспертов сводится к ругани в адрес Московского Патриархата, а это значит, что никаких конструктивных шагов со стороны Александрии или Афин в адрес Москвы ожидать не приходится. Афинским профессорам и александрийским иерархам ещё только предстоит осознать, что нельзя вторгаться на каноническую территорию Русской Церкви, вступать в общение с украинскими раскольниками и надеяться, что «всё будет, как прежде».

Русская линия



В ООН переданы материалы по уголовным делам против архиереев УПЦ
В документах обращено особое внимание на систематические требования усилить меру пресечения митрополиту Черкасскому Феодосию (Снигиреву)

Генассамблея ООНПредставительнице ООН по положению правозащитников Мэри Лолор переданы материалы по фактам уголовных дел в отношении архиереев Украинской Православной Церкви, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Protiktor.com.

Пакет документов мандатарию ООН вручил глава правозащитной организации с консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН «Public Advocacy» Олег Денисов. Встреча состоялась 12 марта в рамках 55-й регулярной сессии Совета по правам человека ООН, которая проходит в Женеве с 26 февраля по 5 апреля 2024 года.

Как сказано в сообщении, госпоже Лолор «было передано обращение правозащитной организации и материалы по фактам возбуждения уголовных дел в отношении митрополита Черкасского и Каневского Феодосия (Снигирева), митрополита Павла (Лебедя), митрополита Лонгина (Жара) и митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких)».

«Все перечисленные митрополиты по характеру своей деятельности являются правозащитниками, ведь они отстаивают права верующих УПЦ, призывают к пресечению правонарушений, обращаются в судебные и правоохранительные органы в интересах своих епархий, а митрополит Феодосий (Снигирев) является правозащитником, осуществляющим свою деятельность в ООН», – отмечается в сообщении.

В пакет переданных документов также вошли копии заявлений митрополита Феодосия на 54 и 55 сессиях Совета по правам человека ООН, письма от епархий УПЦ, жалобы религиозных организаций УПЦ, юридическое заключение по законопроекту 8371.

«Было привлечено внимание Специального докладчика ООН по положению правозащитников к фактам жестокого избиения митрополита Лонгина (Жар), сообщений СМИ об аресте одного из его адвокатов и смерти другого адвоката в результате отравления», – сказано в сообщении.

В ходе встречи Олег Денисов выразил обеспокоенность, что систематические требования власти по усилению меры пресечения митрополиту Феодосию (Снигиреву) являются способом давления с целью прекратить его свидетельство о нарушении прав верующих УПЦ в ООН. При этом государство Украина должно наоборот создать условия для беспрепятственной правозащитной деятельности архиерея, как это и предусмотрено Декларацией ООН о правозащитниках, о поддержке которой Украина постоянно заявляет на международных мероприятиях.

Русская линия



Македонский Синод увязал вопрос своего отношения к «ПЦУ» с отказом греков признать самоназвание Охридской архиепископии как Македонской Церкви
Специальную комиссия, созданная для изучения «украинского вопроса», изучит и тему отказа Фанара признать самоназвание Македонской Церкви

Иерархи Македонской Православной ЦерквиМакедонская Православная Церковь – Охридская Архиепископия, которая под давлением Фанара приняла решение учредить комиссию для изучения вопроса о возможном признании украинских раскольников в лице «Православной церкви Украины», намерена увязать этот вопрос с отказом греков допустить употребление словосочетания «Македонская Церковь» даже в самоназвании новой Поместной Православной Церкви, сообщает портал «Православная жизнь».

Изучить статус «ПЦУ» поручено специальной комиссии, созданной постановлением Священного Синода МПЦ-ОА на заседании 29 февраля 2024 года. «Синод уделил серьёзное внимание изучению украинского церковного вопроса и сформировал комиссию по изучению статуса «Православной Церкви Украины», получившей автокефалию от Вселенского Патриархата», – сообщает официальный сайт МПЦ-ОА.

Председателем комиссии назначен митрополит Брегальницкий Иларион, его заместителем – епископ Делядровско-Илинденский Иоаким. Наряду с украинским церковным вопросом новосозданный орган рассмотрит проблему именования Церкви Северной Македонии среди грекоязычных Церквей.

Год назад – в марте 2023 года, Священный Синод Македонской Православной Церкви – Охридской Архиепископии принял решение не сослужить с представителями «Православной церкви Украины» до полного определения их статуса в православном мире. Однако, под давление Фанара македонцы решили всё же создать комиссию для изучения этого вопроса. А чтобы фанариоты не торжествовали, решили уравновесить его темой отношения греков к словосочетанию «Македонская Церковь».

Как известно, в Греции и на Фанаре категорически не желают, чтобы кто-то в мире мог использовать слово «Македония» и все производные от него по отношения к себе, а не к грекам, а потому ситуация с учреждением комиссии Македонской Церкви можно считать патовой. Комиссия вроде бы и создана, но её работа может растянуться на многие годы вперед, чего, судя по всему, и добиваются македонцы.

Русская линия



Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память священномученика Арсения, митрополита Ростовского

Священомученик Арсений (Мацеевич)Cвященномученик Арсений, митрополит Ростовский, родился в 1697 году в семье униатского священника выходца из польской шляхты и в миру звался Александром Ивановичем Мацеевичем. В 1715 г. он поступил в Киевскую Духовную академию, где в следующем году был пострижен в монахи и рукоположен во иеродиакона Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. В 1723 г. о. Арсений стал иеромонахом и был оставлен при Духовной академии в качестве проповедника.

В 1728-1729 гг. находясь на послушании в Киево-Печерской лавре, о. Арсений был направлен с проповеднической миссией в Тобольск. В 1733 г. он совершил путешествие по Сибири, затем, находясь в Соловецком монастыре, обращал в Православие старообрядцев, в 1734 1737 участвовал в Камчатской экспедиции C.П.Крашенинникова.

Вернувшись в столицу Империи, о.Арсений был назначен законоучителем Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и гимназии при Академии наук. В это же время он проявил себя как горячий поборник чистоты Православия, требовал вмешательства государственной власти в борьбу с раскольниками и еретиками, выступал за применения смертной казни в отношении еретиков и иудеев, совращающих православных в свою веру.

В 1741 г. о.Арсений стал митрополитом Сибирским, а в 1742 г. митрополитом Ростовским и Ярославским, с назначением членом Св. Синода.

Являясь сторонником возвращения к допетровским порядкам, митрополит резко выступал против церковного реформирования, начавшегося с царствования Императора Петра I, требовал удаления светских лиц из Св. Синода, подал Государыне Императрице Елизавете Петровне записку с проектом восстановления патриаршества. Митрополит также выступил против сторонников секуляризации монастырских земель в 1763 г. совершив чин отлучения их от Церкви.

За свои резкие выступления против инициатив светских властей митрополит Арсений был лишен архиерейства и сослан в Ферапонтов, а затем Николо-Карельский монастырь. В 1767 г. по доносу он был обвинен в том, что выражал сомнения в правах Императрицы Екатерины II Алексеевны на Престол (владыка выражал свое сочувствие Великому Князю Павлу Петровичу будущему Императору Павлу I), был лишен монашеского звания и пожизненно заключен в Ревельскую крепость. Содержался под охраной солдат, не знавших русского языка в камере с замурованной дверью, где и умер под прозвищем "Андрея Враля".

"Почти вся жизнь Арсения представляет нам непрерывную борьбу то с духовною и светскою властью, то с раскольниками и вольнодумцами, то с личными его врагами и гонителями. В его поступках обличается его твердый до упорства, прямой до упрямства характер, который не поддается власти и не уступает силе, когда действия их несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни истома в мрачной и душной тюрьме… ни угрожавшая ему смертная казнь. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо, открыто, писал и говорил смело с самоотвержением, потому что смотрел на дело свое как на дело Божие, за которое стоять и жертвовать собою вменял себе в священную обязанность… Народ, сострадая о нем, как о несчастном пастыре, почитал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником Православия", писал о владыке профессор И.М.Снегирев.

В 2000 г. митрополит Арсений был посмертно восстановлен в сане (как снятом по политическим мотивам) и прославлен Русской Православной Церковью как "ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность".

Русская линия



Поступления в Библиотеку периодической печати от 13 марта 2024


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика